Методическая страничка


Методические рекомендации 
по организации и проведению утреннего приёма детей 

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в распорядке дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. 
Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться. За состоянием здоровья малышей следит воспитатель. Если воспитатель внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются. Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить малышам физкультурный инвентарь для развития движений: прыгалки, обручи, мячи, кегли, В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Старшие дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др. Вовлекая малышей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. 
Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. 
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей 

Основные этапы подготовки открытого занятия.

Международный женский день

Дидактический материал по теме "Защитники Отечества"

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие 

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС


     С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
     Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.
     Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.
     Давайте вспомним, как это делается.
Начнём с титульного листа
Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по (Область)
На тему: «……………»
для детей старшей группы.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.
В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.
     Следующий лист начинается с программного содержания.
Туда входит цель и задачи НОД.
Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.
Задача – то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели являются и бывают:
Обучающими;
Развивающими;
Воспитывающими.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:
что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)
После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.
Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
 В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения.
Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
     И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
     Занятие завершается словами анализа.

Подготовка и проведение новогоднего утренника в детском саду.


     Новый год – удивительный праздник, наполненный радостным ожиданием чуда. Взрослые предвкушают счастливые перемены, а дети радуются, что добрый Дедушка Мороз принесет подарки и подарит сказку. С наступлением декабрьских дней в детском саду начинается горячая пора
     Есть несколько рекомендаций для воспитателей, благодаря которым детский праздник пройдет на ура.
     Необходимо заинтересовать ребенка предстоящим выступлением.
     За 1,5-2 месяца стоит подготовиться к мероприятию: разучить материал с детьми, подобрать игрушки на конкурсы, обсудить с родителями варианты угощений на сладкий стол.
     Не забудьте честь продолжительность самого мероприятия, темп выступлений и чередование номеров, а также соотношения участия взрослых и детей. Это создаст органичную программу и не переутомит детей.
     Составить сценарий нужно так, чтобы его можно было изменить.
     Стоит продумать, где будут сидеть дети и родители, как расположить музыку.
     Необходимо учесть особенности каждого ребенка (боязнь громких звуков, вспышек света или внезапно наступившей темноты).
      Организация детского утренника – объемная задача, поэтому стоит привлекать к делу родителей. Мамы и папы могут проследить, чтобы малыш выучил стишок или сделал поделку для новогодней елки. Только тогда получится создать праздник, который дети и родители будут вспоминать долгие годы.

Памятка для педагогов по организации РППС в ДОУ


     Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Е. И. Тихеева
     Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленное на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, успешного его в дальнейшем образования.
     РППС – часть образовательной среды,  представленная специально  организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
     В ДОУ предполагается вариативность среды:
- наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т. д. ;
- периодическая сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для свободного выбора детьми;
- появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
РППС в ДОУ должна быть:
-насыщенной;
-трансформируемой;
- полифункциональной;
-вариативной;
- доступной;
- безопасной.
     Создавая развивающую среду необходимо помнить:
- среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
- необходимо гибкое и вариативное использование пространства;
- форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
- элементы декора должны легко сменяемы.

ВЫВОД:
     Организация РППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность более эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

МБДОУ «Детский сад №243 г.Челябинска» 

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС


«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

РППС – занимает очень большую роль в развитии и воспитании детей. Современная среда должна обладать 4 параметрами:
1)    Разнообразие материалов и оборудования, для того что бы ребенок мог самостоятельно выбирать уровень своей вовлеченности и сложности своих активностей.
2)    Снятие поведенческих ограничений в целях повышения чувства контроля над средой. Игры, материалы должны быть детям доступны, соответствовать возрастным особенностям
3)    Третий параметр связан со способностью ребенка самостоятельно обустраивать среду под собственные задачи. Это может быть реализовано через легкую мебель и игровое оборудование, которое позволяет малышам самостоятельно модифицировать пространство. Это также позволяет им чувствовать себя компетентными.
4)    Четвертый параметр, влияющий на чувство контроля среды у ребенка, связан с уединением. Уединение здесь - не просто возможность остаться в одиночестве, а возможность самостоятельно регулировать уровень своей вовлеченности во взаимодействии с другими. Дети учатся тому, как взаимодействовать с товарищами, а также регулировать свои собственные действия. Одно из важных условий для этого – создание таких специальных мест в общем функциональном пространстве
Устроенная таким образом среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Всё вместе способно усилить эффект образовательной программы детского сада, реализуемой в соответствии с ФГОС ДО.
Какие есть Международные практики проектирования среды ДО :
Какие же сады мы можем увидеть в других странах, из примера сады Германии, Китая, Словении, Японии
Внутреннее пространство иностранных садов характеризуется большим пространством, незаграможденностью мебелью, светлыми помещениями
Стилевое оформление групп – это яркие цвета, передвижная легкая мебель
Легко трансформируемые стены, модули, ниши стен тоже используются в дидактических целях
К чему должны стремиться мы? Каким должен быть детский сад 21 века?
Развивающая предметно-пространственная среда каждого детского сада, каждой группы – это условие качественного образования ребенка
Качественное дошкольное образование, ориентированное на требования современности:
•         Основывается на картине мира ребенка
•         Стимулирует у ребенка выражение своего отношения к ситуации
•         Стимулирует открытие знания в коммуникации со сверстником и взрослым
•         Развивает рефлексию
•         Создает условия для развития разных видов деятельности,
•         Учитывает индивидуальные особенности и потребности детей,
•         Создает возможности для выбора (деятельности, партнера, средств для выполнения задуманного и др.)
Какие функции должна выполнять РППС ДОО?
        реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
          организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
         реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения

РППС должна быть не только безопасной, доступной, насыщенной, но и включать такое важное условие, как ГИБКОСТЬ. В чем же заключается гибкость среды?
Если говорить о пространстве, то оно должно быть легко трансформируемо
Материал должен быть многофункционален
Ну и любой воспитатель может проявить фантазию, изобретательность









Комментариев нет:

Отправить комментарий